Правовые новеллы в налоговом законодательстве Республики Казахстан в 2025 году.

23 мая, 2025

Как следует из разъяснений Пресс-службы Комитета государственных доходов МФ РК с 1 января 2025 года Налоговым кодексом предусмотрено, что физические лица вправе при определении налогооблагаемого дохода применить следующие наиболее обсуждаемые виды налоговых вычетов:

1) налоговый вычет для многодетных семей (имеющие 4 и более несовершеннолетних детей) — не более 282 МРП (1 108 824 тг) в год;

2) прочие налоговые вычеты, которые включают в себя в том числе:

налоговый вычет по расходам на обучение в свою пользу и лиц, не достигших 21 года (дошкольное воспитание и обучение, средне-специальное и высшее образование), находящихся на иждивении — не более 118 МРП (463 976 тг) в год;

налоговый вычет на медицину — не более 118 МРП (463 976 тг) в год;

налоговый вычет по вознаграждениям по ипотечным жилищным займам — не более 118 МРП (463 976 тг) в год.

Общая сумма налоговых вычетов для многодетных семей и прочих вычетов за год не должна превышать 564 МРП (2 217 648 тг) к совокупной сумме доходов у источника выплаты и при самостоятельном налогообложении.

Указанные вычеты могут применяться физическими лицами как самостоятельно, так и у налогового агента (работодателя).

Особенностью применения прочих вычетов к доходу работника физического лица является то, что физическое лицо предоставляет работодателю заявление на применение только предварительной суммы прочих вычетов за календарный год в размере не более 282 МРП (1 108 824 тг).

Затем такое лицо обязано представить декларацию о доходах и имуществе (ф. 270.00) по итогам календарного года с приложением копий подтверждающих документов. При этом в случае возникновения превышения ИПН, физическое лицо вправе потребовать от органов госдоходов зачесть или вернуть сумму превышения по ИПН.

Для зачета и (или) возврата превышения по ИПН органы госдоходов будут проводить проверку на правомерность применения прочих налоговых вычетов. Проверка будет проводиться в течении года после срока представления декларации о доходах и имуществе после подтверждения которой будет приниматься решение по ИПН (по обязательствам 2025 года возврат при подтверждении правильности применения прочих вычетов будет осуществлен до 15 сентября 2027 года).

При этом необходимо отметить, что Концепцией перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство (постановление Правительства РК от 23 сентября 2010 года № 975) было предусмотрено пересмотреть перечень и размер налоговых вычетов для целей обложения ИПН, поскольку в связи с переходом на всеобщее декларирование становится возможным реализация механизма применения налоговых вычетов при исчислении ИПН непосредственно самими физическими лицами при составлении декларации в рамках всеобщего декларирования. При этом, предусматривалась возможность применения дополнительных социальных налоговых вычетов для физических лиц.

В связи с чем, в целях социальной заинтересованности физических лиц в ежегодном декларировании доходов и имущества Налоговым кодексом в 2017 году с отлагательной нормой введения с 01.01.2025 года предусмотрены дополнительные налоговые вычеты (для многодетных, по расходам на обучение, медицину, вознаграждение по ипотечным жилищным займам) одновременно с полным переходом на всеобщее декларирование доходов и имущества физических лиц. При этом, данные налоговые вычеты физическое лицо вправе применить самостоятельно при представлении декларации о доходах и имуществе. Часть данных налоговых вычетов может применить налоговый агент в виде предварительной суммы налоговых вычетов.

Вместе с тем, применение данных налоговых вычетов накладывает дополнительные обязательства на физических лиц:

— сбор и хранение документов, подтверждающих налоговые вычеты;

— ежегодное представление декларации о доходах и имуществе с отражением всех полученных доходов за календарный год с применением налоговых вычетов и расчетом самостоятельно фактической суммы ИПН к уплате или зачету (возврату).

 

Резонансные решения Конституционного Суда Республики Казахстан.

 

  1. Конституционный суд вынес решение, о том что ограничение срока исковой давности по договору займа с учетом даты его заключения не нарушает конституционный принцип равенства.

Гражданин Казахстана  обратился в Конституционный суд с заявлением о  несоответствие нормам Конституции пункта 2 статьи 2 закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам коллекторской деятельности».

По его мнению, действующая норма закона об ограничении применения пятилетнего срока исковой давности только к договорам займа, заключенным после 1 октября 2017 года, нарушает его право на равенство перед законом по сравнению с другими заемщиками.

В свою очередь Конституционный суд обратил внимание заявителя на то, что различие в регулировании срока исковой давности связано с объективным правовым критерием – датой заключения договора.

В суде заключили, что оспариваемая норма не имеет индивидуального характера и не нарушает принцип равенства, закрепленный в статье 14 Конституции.

 

  1. Конституционный суд разъяснил, что отработка в Казахстане по окончании учебы по программе «Болашак» является условием гражданского договора в соответствии с требованиями законодательства.

В Конституционный суд обратилась гражданка Казахстана с заявлением о несоответствии нормам Конституции подпункта 5 пункта 24 Правил отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак».

Она не согласна с требованием правил по отработке выпускниками программы «Болашак» в Казахстане после завершения обучения. В качестве довода заявитель указала Трудовой кодекс, который предусматривает формат дистанционного осуществления трудовой деятельности. Следовательно, по мнению заявителя, фактическое нахождение на территории РК с целью отработки не требуется.

Конституционный суд указал, что обучение по программе «Болашак» осуществляется на основании гражданского договора, заключаемого до начала учебы по взаимному соглашению сторон.

Такое соглашение предполагает предварительное добровольное принятие сторонами обязательств, в том числе по отработке после учебы непосредственно на территории РК. Это условие предусмотрено не только правилами, но и вытекает из Закона об образовании.

Таким образом, резюмировали в КС, оснований для проверки на соответствие Конституции нормы правил по отработке не имеется.

 

 

Принято постановление правительства от 17 мая 2025 года о проекте Указа Президента РК «О подписании Соглашения о сотрудничестве по обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц»

При этом указано, что соглашение будет подписано с оговоркой о том,  что Республика Казахстан заявляет, что она оставляет за собой право применять положения подпункта а) статьи 6 настоящего Соглашения в части, не противоречащей ее законодательству.

Соглашение предусматривает, что органы принудительного исполнения сторон при осуществлении процедур принудительного исполнения обмениваются следующей информацией:

— об исполнительных производствах;

— об имущественном положении должника;

— о месте работы должника, а также об официальных источниках и размере его доходов;

— о местонахождении должника или его имущества;

— сведениями, справками и документами, полученными от сторон исполнительного

производства, других лиц и государственных органов.

Указывается, что органы принудительного исполнения могут обмениваться и другой информацией, необходимой для обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов.

Также предусматривается, что по запросу запрашивающей стороны представляют следующую информацию о находящихся на территории запрашиваемой стороны денежных средствах и имуществе лица, являющегося должником по исполнительному производству на территории запрашивающей стороны:

о наличии денежных средств должника на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях на территории запрашиваемой стороны (см. оговорку выше);

о недвижимом имуществе, в том числе земельных участках, принадлежащих должнику на праве собственности или иных вещных правах

о транспортных средствах;

о долях (паях, вкладах) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, зарегистрированных на территории запрашиваемой стороны;

об иных видах имущества, информация о которых доступна органу принудительного исполнения согласно законодательству запрашиваемой стороны.

Кроме того, говорится, что стороны при исполнении запроса могут представлять информацию об ином имуществе, не предусмотренном настоящей статьей.

Орган принудительного исполнения запрашиваемой стороны представляет информацию об имуществе должника и иную информацию, предусмотренную соглашением, в том объеме, в котором она доступна ему для раскрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказом министра науки и высшего образования от 30 апреля 2025 года внесены изменения в Правила признания документов об образовании, сообщает Zakon.kz.

Так, уточняется, что правила определяют порядок признания документов о высшем и послевузовском образовании физических лиц, получивших образование в зарубежных организациях образования, в том числе их филиалах, а также в научных центрах и лабораториях.

Указывается, что документы об образовании, выданные организациями высшего или послевузовского образования (ОВПО), входящими в три международных академических рейтинга и в число первых 250 (двухсот пятидесяти) позиций двух и более из них (мировой рейтинг лучших университетов мира Квакарелли Саймондс (QS World University Rankings, КьюЭс Ворлд Юниверсити Ранкинг), академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities, Академик Ранкинг оф Ворлд Юниверситиес), рейтинг лучших университетов мира по версии издания Таймс (Times Higher Education World University Rankings, Таймс Хайер Едукейшн Ворлд Юниверсити Ранкинг), признаются только путем установления подлинности документа об образования на момент выдачи.

На основании признания министерством выдается удостоверение по форме.

Процедуру признания документов об образовании не проходят следующие лица:

  • обладатели международной стипендии «Болашак»;
  • обладатели документов об образовании организаций образования стран, подписавших следующие документы или международные договора (соглашения), освобождающие от признания:

— Соглашение Содружества Независимых Государств «О сотрудничестве в области образования» от 15 мая 1992 года (при этом документы об образовании, выданные странами – участниками СНГ после 15 мая 1992 года, проходят процедуру признания в установленном порядке);

— Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (распространяется на трудящихся-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории государств-членов);

— Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о функционировании Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова от 9 ноября 2017 года;

  • обладатели документов о высшем или послевузовском образовании, выданных филиалами зарубежных организаций высшего или послевузовского образования и иностранными учебными заведениями, действующими в РК на основании международных договоров или по решению уполномоченного органа в области науки и высшего образования.

Для получения удостоверения о признании документа об образовании представляются следующие документы

при обращении в государственную корпорацию:

  • документ, удостоверяющий личность или в форме электронного документа посредством сервиса цифровых документов (для идентификации личности) владельца или уполномоченного представителя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
  • заявление о признании документов об образовании;
  • копия легализованного или апостилированного документа об образовании и приложения к нему с нотариально засвидетельствованным переводом (если документ полностью на иностранном языке), включая перевод печати.

При представлении документа об образовании из страны – участника международного договора (соглашения) о правовой помощи, предусматривающего отмену легализации или апостилирования документов об образовании, либо при отсутствии такого договора, представляется копия документа об образовании и приложения к нему с нотариально засвидетельствованным переводом (если документ полностью на иностранном языке), включая перевод печати и штампа.

Засвидетельствование перевода документов на казахский или русский язык осуществляется нотариусом на территории РК или органами дипломатической службы республики в стране, в которой выдан документ.

 

 

 

 

Изменения и дополнения, внесенные  в законодательство о торговле по вопросам определения страны происхождения товаров.

 

Глава государства Касым-Жомарт Токаев 19 мая подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам определения страны происхождения товаров»

Первым блоком поправок внедрен Реестр казахстанских товаропроизводителей как объект информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», содержащий сведения о казахстанских товаропроизводителях и производимых ими товарах. Товаропроизводителям, включенным в Реестр, будут доступны меры государственной поддержки и обеспечен доступ к госзакупкам и закупкам субъектов квазигосударственного сектора.

В связи с введением Реестра исключены сертификаты СТ-KZ и индустриальные сертификаты, ранее использовавшиеся для подтверждения происхождения товара, а также административная ответственность за нарушение порядка при выдачи акта экспертизы.

Второй блок поправок направлен на дальнейшее совершенствование института внутристрановой ценности. В этих целях установлена обязанность крупных заказчиков утверждать и реализовывать программы развития внутристрановой ценности в соответствии с правилами, утверждаемыми правительством.

Введен новый вид договора, направленный на развитие промышленности, – договор гарантированного закупа. По таким договорам предприятие обрабатывающей промышленности обязуется обеспечить поставку гарантированного объема товаров, произведенных на имеющихся производственных мощностях, на долгосрочной основе.

Третий блок поправок предусматривает внедрение и ведение Общего классификатора товаров, работ и услуг, обеспечивающего единую систему классификации товаров, работ и услуг через систематизацию кодов и наименований.

Основными положительными эффектами от внедрения являются: унификация всех классификаторов; достаточная детализация видов и характеристик товаров и услуг для всех отраслей; прослеживаемость товарооборота; единая номенклатура; возможность корректной классификации и сквозной идентификации прослеживаемости товаров; минимизация теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказом министра культуры и информации от 2 мая 2025 года утверждены Правила внедрения и применения индекса развития молодежи в Республике Казахстан

 

Индекс развития молодежи – сводный индекс для анализа реализуемой государственной молодежной политики и уровня развития молодежи по основным направлениям: образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг, безопасность.

Внедрение индекса развития молодежи направлено на своевременное выявление сдерживающих факторов эффективной реализации государственной молодежной политики, мер по улучшению положения молодежи с учетом мнения молодежи.

Индекс развития молодежи применяется для оценки результатов реализации молодежной политики, в том числе в разрезе регионов республики, для сравнения с результатами исследований, обзоров международных организаций и международных рейтингов.

Индекс развития молодежи измеряет шесть направлений по 32 индикаторам.

Предусматривается, что уполномоченный орган ежегодно не позднее 30 мая года, следующего за отчетным периодом, осуществляет сбор и анализ информации об итогах индекса развития молодежи.

На основании информации об итогах индекса развития молодежи уполномоченным органом формируются рекомендации по совершенствованию государственной молодежной политики.

Информация об итогах индекса развития молодежи не позднее 20 июля года, следующего за отчетным периодом, направляется уполномоченным органом в центральные и местные исполнительные органы, а также размещается на интернет-ресурсе, официальных аккаунтах в социальных сетях уполномоченного органа.

Информация об итогах индекса развития молодежи размещается в национальном докладе «Молодежь Казахстана».

Приказ вводится в действие с 23 мая 2025 года.

 

Тарифы на электроэнергию вырастут в Алматы и Алматинской области

 

С 1 июня 2025 года в Алматы и Алматинской области запланировано введение новых тарифов на электроэнергию.

Об этом уведомил филиал АО «Алатау Жарык Компаниясы» — «Энергосбыт». Публичные слушания по повышению прошли 15 мая 2025 года.

Проект предлагаемых тарифов на электроэнергию, дифференцированных по группам потребителей и нормам потребления выглядит так:

Предельная цена — 38,66 тенге/кВтч без учета НДС (сейчас — 27,59 тенге без НДС).

По нормам потребления (тенге/кВтч. без НДС):

1-го уровня — 26,80 тенге/кВтч (сейчас 25,06);

2-го уровня — 35,42 тенге/кВтч (сейчас 33,11)

3-го уровня — 44,28 тенге/кВтч (сейчас 41,39).

По категориям потребителей (тенге/кВтч без НДС):

1 группа: бытовые потребители, использующие электрическую энергию для собственных бытовых нужд (не использующие тарифы, дифференцированные в зависимости от объемов потребления) — 29,52;

2 группа: потребители, использующие электрическую энергию не для бытовых нужд — 38,66;

3 группа: юридические лица, финансируемые из государственного бюджета — 111,72.

 

 

 

 

Мажилис принял поправки по вопросам ОСМС и оказания медицинских услуг

 

Мажилис принял во втором чтении поправки по вопросам обязательного социального медицинского страхования и оказания медицинских услуг. Поправки разработаны Правительством в реализацию Послания Президента от 2 сентября 2024 года и направлены на совершенствование правовых и организационных основ деятельности государства в сфере ОСМС.

Законом предлагается создание единого пакета медицинской помощи за счёт разграничения видов медуслуг, оказываемых в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и в системе ОСМС. В частности, за Министерством здравоохранения закрепляется компетенция по определению перечня заболеваний, по которым будет оказываться медицинская помощь в рамках ГОБМП (скорая, экстренная, паллиативная помощь, лечение инфекционных и социально-значимых заболеваний). Также медуслуги первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) из пакета ГОБМП переносятся в пакет ОСМС. При этом по инициативе депутатов отдельные медуслуги ПМСП (первичное обращение за медицинской помощью, услуги по профилактике, диагностике и лечению социально значимых заболеваний) сохраняются в пакете ГОБМП.

Кроме того, верхний порог для взносов и отчислений в систему ОСМС устанавливается в размере 40 МЗП для работодателей и 20 МЗП — для работников. Вместе с тем взносы за безработных и неработающих лиц, относящихся к категориям «Д» и «Е» (кризисному, экстренному уровням социального благополучия), предлагается производить за счёт местного бюджета. Объектом исчисления взносов определяется среднемесячная заработная плата в соответствующем регионе.

Медорганизации обяжут публиковать сведения о движении финансовых средств в системе ОСМС

В ходе работы над законом депутаты предложили сохранить право на получение медицинской помощи в системе ОСМС до шести месяцев с момента прекращения уплаты взносов для лиц, непрерывно их оплачивавших.

В целях обеспечения прозрачности финансовой деятельности Фонда социального медицинского страхования и субъектов здравоохранения депутаты приняли нормы по обязательному опубликованию на официальных интернет-ресурсах сведений о движении финансовых средств в системе ОСМС, а также возврату средств от субъектов здравоохранения при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору закупа услуг.